Повышенная чувствительность зубов — причины и лечение

Лечение и причины повышенной чувствительности зубов

Повышенная чувствительность зубов — явление возникновения кратковременной острой боли в зубе в ответ на внешнее раздражение. Обычно боль появляется во время приема горячей или холодной пищи, напитков. Но ее также могут вызвать химические и механические воздействия (употребление кислых или сладких продуктов, чистка зубов). Это распространенная проблема, которую в стоматологии также называют гиперчувствительностью, или гиперестезией зубной эмали.

Почему возникает гиперчувствительность зубов?

Главная причина возникновения повышенной чувствительности зубов — нарушение эмали, которая защищает внутренние ткани коронки от экзогенных воздействий, в том числе от температурных перепадов. Основой зуба служит дентин, который содержит маленькие канальцы, соединяющиеся с зубным нервом. Если эмаль истончается или повреждается, доступ к канальцам в дентине открывается. Поэтому внешние раздражители не встречают серьезных препятствий и воздействуют на нервные окончания. Зуб начинает реагировать на сладкое, кислое, горячее, холодное. Особенно тяжело приходится тем, у кого генетически заложены длинные и широкие дентинные канальцы в сочетании с тонкой эмалью.

Причины повышенной чувствительности зубов

• Грубая чистка зубов. Жесткие щетки истирают зубную эмаль. То же самое происходит, если чистить зубы слишком часто (более 2 раз в день) или долго (более 2 минут за 1 раз). Все хорошо лишь в меру. Поэтому профессиональной чисткой тоже злоупотреблять не стоит.
  • Уменьшение объема десны (рецессия). Обычно десна уменьшается при заболеваниях пародонта. Это приводит к обнажению корня зуба. Он не покрыт эмалью, а потому на любые раздражения реагирует резкой болью.
  • Бруксизм. Так называется скрежетание зубами. Со временем эта привычка приводит к истиранию твердых тканей и обнажению дентина.
  • Патологии эндокринной и нервной систем. Если зубы и десны выглядят здоровыми, вы правильно ухаживаете за ротовой полостью и не страдаете бруксизмом, стоит поискать внутренние причины истончения эмали.
  • Гормональные нарушения (в том числе беременность, климакс). Гормоны влияют на обмен минеральных веществ. Это может плохо сказаться на состоянии зубной эмали.

Как избежать дискомфорта при высокой чувствительности зубов?

Выберите для ухода за ротовой полостью мягкую щетку и пасту для чувствительных зубов. Во время чистки выполняйте вертикальные движения (от десны к краю). Если чистить зубы горизонтальными движениями (справа налево или наоборот), эмаль сотрется быстрее.
Исключите из рациона кислые, сладкие блюда, не употребляйте слишком горячие или холодные напитки, еду. Также не пейте горячее сразу после холодного, холодное после горячего. Не пренебрегайте тщательным уходом за зубами, своевременным лечением кариеса. Не забудьте сообщить о повышенной чувствительности стоматологу — он поможет вылечить ее.

Способы лечения гиперчувствительности зубов

Так как основной причиной сверхчувствительности зубов является тонкая эмаль, лечение заключается в ее укреплении. Тогда она сможет защищать дентин в полной мере. Для укрепления эмали стоматолог может предложить:

• реминерализацию (насыщение кальцием и фосфором);
  • фторирование (насыщение фтором).

После проведения процедур зубная эмаль становится крепче в 10 раз. Дополнительно она получает защиту от кариеса.
Если сверхчувствительность вызвана бруксизмом, стоматолог поможет подобрать специальную капу. Надевайте ее перед сном, чтобы не скрежетать зубами ночью.
Не злоупотребляйте процедурой отбеливания зубов. Она способна повысить их чувствительность. Чтобы отбелить эмаль и предотвратить появление дискомфорта, проконсультируйтесь с врачом о возможности ее проведения.

Помощь стоматолога

Гиперчувствительность зубов успешно лечится. Нужно лишь вовремя посетить врача, который выявит причину проблемы и укрепит эмаль. Не стоит терпеть боль. Тем более истонченная эмаль имеет высокую вероятность поражения кариесом. Позвоните нам и запишитесь на прием к стоматологу.